Осенью 2017-го по рунету прокатилась первая волна массовой пессимизации сайтов по не особенно понятным причинам. Как предположили SEO-специалисты – это новый фильтр МПК Яндекс.
На релиз нового фильтра указывают специфические отметки причины наложения штрафных санкций:
- Малополезный клиент (отсюда и название – фильтр МПК).
- Чрезмерная реклама, занимающая более 50% контента.
- Прочий спам или спамная активность ресурса (подмена кнопок навигации партнерскими ссылками и так далее).
Постепенно страсти улеглись, веб-мастера кое-как подлатали свои сайты, ситуация вроде бы восстановилась.
Однако весной 2018-го фильтр МПК Яндекс проявил себя с новой силой. События, очень похожие на осенние. Резкая пессимизация, выбрасывание целых списков поисковых запросов из ТОП10.
Что же на самом деле происходит и как победить пресловутый фильтр МПК Яндекс?
Содержание
Яндекс.Директ vs. Google Adsense или вполне честная демократическая конкуренция
Некоторые разгневанные веб-мастера, потерявшие рекламный заработок на своих веб-проектах, поспешили заявить про «бизнес по-русски». Дескать, фильтр МПК Яндекс — не что иное, как недобросовестная попытка менеджеров рунетовского главпоисковика вытеснить с отечественного рынка заокеанского «партнера» Google.
Аргументы приводятся внешне вполне логичные:
- Под фильтр малополезный контент в основном попадают сайты, зарабатывающие в партнерке Google Adsense.
- После полного удаления рекламных блоков Adsense либо их кардинального переформатирования сайты выходят из под фильтрации и восстанавливают позиции.
Однако редкие голоса специалистов тут же напомнили – разве вы не в курсе, что в Яндекс.Директе чрезвычайно строгая модерация. Только действительные СДЛ принимаются в партнеры.
Тогда как в Адсенсе может начать зарабатывать практически любой сайт, даже совсем без посещаемости и позиций в топе. Пусть заработка большого и не будет, но в работу принимают всех претендентов.
Некоторые сеогуру, входящие в инсайт Яндекса, отметили, что обвинять менеджеров отечественного поисковика в бизнесе по-русски по меньшей мере нелепо.
В реальности новая генерация руководства Яндекса как раз таки получила профессиональную подготовку и практический опыт в США. Так что сегодняшние маркетологи и менеджеры Яндекса действуют конкретно в ковбойском стиле – чтобы убрать конкурента, его обвиняют в совершении вредных для человечества действиях и применяют санкции. Вплоть до бомбежек по площадям.
Яндекс любит крупные и «жирные» сайты
И действительно, если отслеживать и сравнивать динамику массовых экзекуций последовательно появляющимися фильтрами Яндекса — под нож почти никогда не попадают масштабные, авторитетные порталы с многотысячной посещаемость.
На трастовые ресурсы в Яндексе не влияет даже использование seo-ссылок и активное предоставление веб-страниц под рекламные площадки «подозрительным» биржам типа Сапе.
И еще один аргумент, указывающий на неуклонную и долговременную политику Яндекса на онлайн-рынке – вытеснение «всякой мелочи» началось еще задолго до нескольких волн борьбы против спама.
- Помните, как Директ отказался от работы с мелкими посредническими фирмами-партнерами в работе с веб-мастерами?
Если прежде слабо раскрученные ресурсы могли косвенно зарабатывать в Директе через посреднические фирмы, то однажды этим небольшим партнерским диджитал-агентствам перекрыли кислород.
Известный сеоблогер Арбайтен еще пару лет назад высказал прогноз, что очень скоро в Яндексе очередь дойдет и до борьбы с партнерскими интернет-магазинами.
Цифровые торговые точки, являющиеся аффилиатами, занимающимися дропшиппингом, участвующие в партнерских программах крупных интернет-магазинов, должны будут исчезнуть ввиду их бесполезности для конечного потребителя.
Фильтр МПК Яндекс только один из множества алгоритмов
Главная же проблема с непредсказуемыми санкциями от Яндекса состоит в том, что почти невозможно однозначно идентифицировать — что это за фильтр сработал.
- В панели инструментов для веб-мастеров пессимизация объясняется лишь общими фразами.
- Прямое обращение в техподдержку Яндекса оборачивается почти такими же общими фразами: «Улучшайте сайт, повышайте полезность контента и юзабилити».
Пока веб-мастера пытаются разгадать фильтр МПК Яндекс, поисковая система постепенно вводит смысловой поиска и искусственный интеллект с самообучением.
Вскоре рунет ожидает кардинальная смена эпох в поисковой алгоритмике – Яндекс будет искать не ключевые слова в контенте, а прямо подбирать наиболее подходящий ответ на вопрос, на скрытое пользовательское намерение.
Переход поисковых алгоритмов на искусственный интеллект неизбежно приведет к тому, что и требования к квалификации SEO-специалистов существенно повысятся.
И сегодня фрилансерам-дилетантам сложно конкурировать c SEO-компаниями, но в ближайшие годы понятие «свободный сеошник» может и вовсе исчезнуть из оборота. Для гарантированного продвижения сайтов и выведения из-под фильтров будет требоваться нечто существенно большее, нежели знание базовых методик «внутренней и внешней оптимизации».
Ну, а в штаты профессиональных SEO-компаний уже сегодня предпочитают брать только претендентов с дипломами вузов. Похоже, в ближайшие годы следует ожидать появления в высших учебных заведениях факультета SEO-оптимизации и интернет-маркетинга.
Как выйти из поисковых санкций Яндекса
Довольно часто можно услышать простейшую рекомендацию – переходить на продвижение в Google. Непредсказуемость Яндекса действительно выдавливает многих сайтовладельцев из своего поиска.
Google же продолжает занимать порядка 50% рунетовского рынка поиска и пока что не видно причин для серьезного изменения соотношения долей между ведущими поисковиками.
Зато Google владеет явным преимуществом на поле мобильного поиска. А ведь все большие пользователей предпочитают обращаться к смартфонам и планшетам, оставляя десктопы для офисов.