Клиент всегда прав. Нет, не то. Без клиента и жизнь на фрилансе не та.
Точнее сказать – без клиентов вообще невозможно выжить в цифровом бизнесе.
В предыдущих публикациях мы неоднократно акцентировали внимание начинающих фрилансеров на критической важности формирования базы постоянных заказчиков.
Для любого специалиста, работающего в интернете, основной хлеб идет именно от постоянных клиентов. До тех пор, пока у исполнителя нет хотя бы нескольких постоянных заказчиков, приходится перебиваться с хлеба на квас случайными заказами.
Нормальные заработки начнутся только когда у фрилансера появится несколько лояльных заказчиков, поставляющих регулярные оплачиваемые проекты в работу.
В данном случае мы не будем объяснять, почему лучше работать с постоянными клиентами а не со случайными заказчиками. Здесь и лояльность и доверие, возможность прийти к консенсусу по любому проблемному вопросу в процессе сотрудничества.
Сегодня у нас на столе другая тема – нужна ли фрилансеру CRM-система и зачем она нужна.
Начнем, как обычно, с терминологии и теоретической базы.
Содержание
Что такое CRM-система
Customer Relationship Management – управление взаимоотношениями с клиентами.
- Со случайными заказчиками можно и не иметь никаких отношений. Сделал работу, получил деньги и «гей вэк и зай гезунд» или «вайя кон диос».
- Но с постоянными клиентами нужно поддерживать отношения.
- Нужно знать контакты, потребности в отношении продуктов или контента, особенности отношения к качеству, специфику технических заданий и требований по форматам.
- Знать график работы – когда ждать новых заказов, а когда отдыхать.
Когда постоянных заказчиков несколько, фрилансер получает возможность гибко маневрировать в отношении графиков и таким образом постоянно иметь работу и заработок.
Традиционный подход к решению задачи взаимоотношения с клиентами – это блокнот-органайзер.
Но это же прошлый век?
Точно.
Потому что давно уже разработаны цифровые бизнес-органайзеры, кратно более удобные и заточенные под современные коммерческие стратегии.
- База данных клиентов. Поскольку цифровой органайзер не ограничен в качестве листов, можно записать всех заказчиков, в том числе и случайных. А вдруг пригодится когда-то?
- Списки задач с отслеживанием процесса исполнения в режиме реального времени. Мониторинг рабочего процесса.
- Контроль маркетинговых задач. Воронка продаж, начиная от поиска проектов, ведения переговоров, заключения контрактов до получения оплаты.
- Назначенные мероприятия и отложенные задачи. Например, заранее расписать известный график клиента и в нужное время получить от CRM-системы уведомление о необходимости сделать какие-то действия, чтобы получить заказ в работу.
- Автоматическое формирование счетов и отчетов. Автоматическая рассылка отчетов всем, кому положено.
В общем, все-все-все, что необходимо, чтобы не потерять ни одного выгодного клиента и постоянно иметь работу.
Нужна ли CRM-система фрилансеру
Просто жизненно необходима. Если вы думаете, что пять постоянных заказчиков – это немного и можно обойтись памятью или блокнотом, то в практической работе вы быстро убедитесь, что это в корне ошибочное мнение.
Кстати, можно использовать CRM-систему для управления и контроля взаимоотношений с родственниками, знакомыми, друзьями в офлайне. Ваша жизнь перестанет быть хаотичной.
Например, бывает в работе фрилансера такое, что однажды случайному заказчику понравилась работа исполнителя. Но подрядов больше не было. Но, через несколько месяцев этот случайный клиент снова в деле и хотел бы снова заказать проект именно этому специалисту.
И вот неожиданно фрилансер получит новый очень выгодный проект. Но сотрудничество состоялось давно и сегодня уже и забылось, какие у этого закачка требования по ТЗ.
А вот если бы в свое время описать опыт взаимодействия в базе данных CRM – тогда можно было бы мгновенно понять, о чем речь и стоит ли сразу соглашаться на данный заказ.
Другой пример. Как известно, у фрилансера то густо, то пусто с работой.
В момент простоя обращаемся к CRM и смотрим графики постоянных клиентов. Кто у нас сегодня может быть заинтересован в нашей работе? Ага, Иванов. Вот к нему и можно обратится. Данные о каналах связи – вот они, все почтовые адреса, телефоны и мессенджеры зафиксированы.
Третий пример. Зачем фрилансеру воронка продаж? Речь идет о стратегии проведения переговоров с клиентами.
Воронка продаж – это путь клиента от возникновения проблемы до заключения сделки с исполнителем. В процессе реального сотрудничества накапливается информация об особенностях поведения каждого клиента. Из этой информации можно разработать стратегию вовлечения.
- Что говорить каждому заказчику, чтобы убедить его отдать проект именно нам.
- Что говорить и как действовать на каждом шагу переговоров.
- Подготовить так называемые «скрипты продаж».
Думаете, это не нужно фрилансеру?
Напротив, очень нужно.
Зная особенности ментальности каждого клиента, можно одной фразой склонить партнера к контракту или повлиять на цену вопроса.
Просто удерживать в памяти такие вопросы сложно, когда не имеешь дело с человеком каждую минуту. Человеческое восприятие стремится к упрощению и все, что не является необходимым прямо сегодня, выбрасывается из оперативной памяти. А мгновенно извлечь нужные сведения из подсознания – это уже более высокий уровень осознанности, не каждому дано.
Еще раз напомним – CRM-система помогает не упустить ни одного клиента, а с имеющимися заказчиками сотрудничать максимально эффективно и выгодно.
Далее рассмотрим одну из лучших, наиболее популярных CRM-систем.
Мегаплан
Как видим, CRM-система МЕГАПЛАН, официальный сайт //megaplan.ru/, представляет собой конструктор. То есть, каждый пользователь сможет без проблем настроить нужную для своих занятий и бизнеса конфигурацию и комплектацию функционала.
Основные возможности:
- Список и контроль задач.
- Воронка продаж.
- Формирование отчетов о проделанной работе.
- Активатор продаж.
- Интерактивный рабочий стол для наглядного восприятия всего комплекса дел.
- База данных клиентов с полной информацией о каждом.
- Воронка продаж.
- Удобный настраиваемый список задач.
Дополнительно можно установить мобильные приложения на Android или Айфон. Полная мобильность для динамичного интернет-предпринимателя и фрилансера.
Как вы могли увидеть на картинках – интерфейс красиво оформлен разными цветами. Это не только радует глаз, но и облегчает быструю ориентацию в задачах и сведениях.
Существуют цифровые органайзеры в черно-белом исполнении интерфейса и это мало вдохновляет к работе.
Работать нужно с комфортом – это важнейший фактор продуктивности. Кроме того, на работе мы проводим чуть ли не большую часть времени жизни. Так что очень глупо превращать работу в противную барщину.
Система Мегаплан имеет коммерческую лицензию, но предоставляется бесплатный пробный период на две недели.
Имеется функционал для командной удаленной работы совместно с другими людьми.
Несколько разных по функционалу тарифных планов, можно выбрать только нужные возможности и не переплачивать за то, что не будет использовать по роду деятельности.
В целом, инвестиции в CRM-систему достаточно быстро вернутся возросшей продуктивностью и дополнительными доходами. Очевидно, что четко организованная работа намного прибыльнее и удобнее хаотичного блуждания.